Культ сбалансированного питания неустанно распространяется по миру, стимулируя спрос на фермерские продукты – свежие, отборные, экологически чистые. Потребители доверяют мелким аграриям. А спрос в свою очередь стимулирует производство.

К теме Вышел уникальный "Каталог продукции украинских производителей"

По данным FAO (Продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН), сегодня на фермерские хозяйства приходится около 80% мирового производства продуктов питания. Между тем в Украине этот показатель держится на уровне 10 – 15%. То есть отечественный рынок, к сожалению, вне глобальной тенденции – несмотря на определенный рост продаж фермерской продукции в последние годы.

Одна из главных причин такого существенного отставания от мировых показателей – проблемы с реализацией фермерской продукции. Украинский аграрный рынок ориентирован на крупные сети. Они замкнули на себе цепи поставок переработчикам, оптовым торговцам, к сетям магазинов и супермаркетов.

Что остается фермерам? Базары, ярмарки, уличная торговля... Эти каналы сбыта преимущественно локальные (регион или населенный пункт, где работает производитель), да и они далеко не всем доступны – особенно в нынешнее карантинное время. Чтобы покрыть немалые логистические затраты, фермеры вынуждены либо устанавливать высокую цену на свои продукты (рискуя проиграть крупным производителям), либо же работать на грани (а то и за гранью) рентабельности.

Кто помогает фермерам

В ведущих странах мира реализацию фермерской продукции наладили с помощью специализированных онлайн-сервисов. Функционал у них разный, но цель одна – содействовать агропроизводителям в сбыте продукции.

Есть такой сервис и в Украине. Это – Retail Guidebook.

Онлайн-платформа позиционируется как инструмент для представителей микро-, малого и среднего предпринимательства в сфере производства агропродукции. Ресурс собирает требования для производителей о размещении продукции как в крупных торговых сетях, дистрибьюторов, трейдеров, так и в сфере HORECA.


Платформа Retail Guidebook

Для большинства отечественных фермеров онлайн-продажи – незнакомый способ сбыта. Поэтому понятно, что у них есть определенные сомнения относительно его эффективности, а у некоторых – и относительно своей способности его освоить. Поэтому представим Retail Guidebook подробнее и объясним, почему работать через эту платформу просто и удобно.

Как работает Retail Guidebook

Для пользователей онлайн-сервис является бесплатным. Зарегистрироваться на нем можно всего за три шага. Для этого надо:

  • Указать вид товара, который фермер планирует продавать.
  • Выбрать область реализации товара и тип канала сбыта.
  • Получить список требований, которые канал сбыта предъявляет к выбранному виду товара.

О каких группах товаров можно получить информацию на платформе:

  • молочные изделия,
  • мясо,
  • овощи,
  • фрукты,
  • ягоды
  • хлебобулочные изделия,
  • кондитерские изделия,
  • продукция аквакультуры.

Какие каналы предоставляют информацию о своих требованиях к продукции:

  • торговые сети,
  • переработчики,
  • дистрибьюторы,
  • трейдеры,
  • гостинично-ресторанный сектор,
  • маркетплейсы.


Супермаркеты ждут продукты от фермеров / Фото: Pixabay

Органы сертификации

Retail Guidebook предлагает пользователям выбрать удобный для них орган сертификации товаров. Сегодня на платформе представлено 15 органов с описанием, адресами и телефонами. База постоянно расширяется.

Предъявляемые требования к продукции:

  • упаковка,
  • качество и объем,
  • сертификация,
  • маркировка,
  • транспортировка,
  • хранение,
  • требования к органической продукции,
  • экспортные требования,
  • подтверждающие документы.

Подробную информацию о своих требованиях к продукции уже опубликовали на платформе многие ведущие компании Украины – в частности, маркетплейсы Rozetka, Prom, OLX и торговые сети "АТБ Маркет", "Ашан", "Новус", "Эко-Лавка", Fozzy Group, ФОРА и другие.

Регионы Украины, где доступен сервис

Области, где уже опубликованы требования к сельскохозяйственным товарам, и количество каналов сбыта, разместивших такие требования, пользователи могут найти на карте, размещенной на платформе.

Выгодно всем

Как видим, работа Retail Guidebook построена так, чтобы платформа всесторонне способствовала фермерам в реализации их продукции. Таким образом достигается и более глобальная цель отечественного аграрного рынка – максимально сократить и упростить путь продуктов "от поля и сада – до стола". Что, безусловно, выгодно и производителям, и нам, конечным потребителям.